*

dima

  • *
  • 72

Гуманитарии направо, коммерсанты налево

Концепция закона "Об Интернете" попала в ГосдумуВ комитет Государственной Думы по информационной политике поступил важный документ. Это концепция законопроекта, призванного определить, к каким отношениям в интернете применимо российское законодательство. В общем, это прототип закона об интернете.
 
Эта история тянется уже несколько месяцев. В октябре 2008 года стало известно, что единороссы заказали Международному исследовательскому институту разработку концепции закона о регулировании интернета. Так на свет появился документ, написанный директором МИИ Астамуром Тедеевым и потенциально могущий заложить основы российского онлайнового права. МИИ, кстати, не впервые разрабатывает законопроекты, но раньше он работал в основном в финансово-правовой сфере.
 
Тедеев - доктор юридических наук и кандидат экономических. Он известен рядом работ по налоговому, бюджетному, банковскому праву, а также парой работ по электронной коммерции и электронным банковским услугам.
 
Концепция занимает семь страниц и пока вовсе не похожа на закон. Сам Тедеев говорит, что законопроект пока готов лишь в самых общих чертах.В документе высказано сразу несколько интересных идей. Первая - опытом западных стран по регулированию интернета в полной мере воспользоваться нельзя. Вторая - переход от саморегулирования к госрегулированию интернета неизбежен. Третья - фактическое отсутствие налогобложения интернет-коммерсантов нарушает конституционные принципы и ведет к бюджетным потерям.
 
Регулирование по Тедееву может быть жестким, с наделением провайдеров контрольными обязанностями, либо с элементами жесткого. Концепция не подразумевает третьего варианта.
 
По словам Тедеева, вокруг законопроекта существует огромное количество мифов и легенд. Он утверждает, что гайки закручены не будут, концепция не подразумевает ни новых видов ответственности, ни новых обязанностей для пользователей.
 
Зато для бизнеса заготовлен сюрприз. Концепция предлагает регулировать разные части Рунета по-разному, так сказать, разбив его на две части.Одна половинка называется гуманитарной. В ней будет действовать диспозитивный метод регулирования. В переводе с юридического на русский это означает, что стороны отношений являются равноправными и могут сами решать возникающие между ними вопросы. Ярким примером такого регулирования являются гражданско-правовые отношения, в которые государство, в общем-то, не вмешивается.
 
Вторая половинка, экономическая, включает в себя, собственно, электронную коммерцию и будет жестко регулироваться. В документе говорится, что необходимо устранить пробелы законодательства в отношении электронных денег, онлайновых платежных систем и интернет-телевидения. Вполне вероятно, что их жесткое регулирование коснется в первую очередь.
 
Газета "Ведомости" уточняет, что в экономическую "зону" не попадут сайты, зарабатывающие на интернет-рекламе. В этой связи интересно, например, понять, по каким нормам должны работать "Одноклассники", которые половину средств зарабатывают на рекламе, а половину - на платных услугах. Напомним, что по всем признакам социальная сеть - это гуманитарный проект.
 
Кроме того, в концепции довольно сильно размыты рамки гуманитарного сектора. В документе написано, что гуманитарные отношения формируются при свободном доступе к информации, а также ее открытом сборе, обработке и распространении. Возникает вопрос - в каком секторе Рунета находятся в таком случае интернет-СМИ, использующие подписку или механизм платного доступа к части контента?
 
Так или иначе, на законе об интернете все не закончится. После его принятия концепция предлагает править другие законы, приводя их в соответствие новой схеме.Таким образом, документ, воплотившись в жизнь, затронет гораздо большее число норм, чем можно себе представить. Так, в концепции в качестве примера разбирается влияние подобного закона на законодательство о выборах. Надо думать, особенно интересна эта часть документа как раз "Единой России", которую президент недавно призвал активнее выходить в интернет.
 
Тедеев обещает в ближайшем времени выложить свежую версию концепции и говорит, что текст законопроекта будет готов к двадцатым числам мая. Он предполагает, что сам законопроект будет внесен на рассмотрение Госдумы в лучшем случае осенью. У участников рынка, которых, насколько можно судить, пока активно не опрашивали, есть время ознакомиться с этим примечательным документом.
 
Реакция
Участники рынка по-разному восприняли инициативу Тедеева.
Вице-президент ChronoPay Дмитрий Кожанов:
Положительно, что правительство начало обращаться к таким вопросам, как регулирование Интернета. Однако нынешний законопроект лишь отчасти можно назвать продуманным и полезным.
Председатель совета РАЭК Марк Твердынин:
Сегодня вокруг интернета пытаются создать массу законов и актов, которые так или иначе ограничивают как бизнес в интернете, так и конечного пользователя. Концепция, которая сегодня рассматривается рабочей группой в Госдуме – это еще одна попытка ограничить то, что невозможно ограничить. Но это уже движение к тому, что необходимо вводить понятие "интернет" в иные законы и законодательные акты. В частности, РАЭК в ближайшее время собирается обратиться в госорганы с просьбой о внесении поправок в ряд законов, куда внести понятие "интернет".
Главная проблема инициативы закона "Об Интернете" - это отсутствие диалога с отраслью, интернет – это новая среда, где все меняется молниеносно. Буквально через неделю на конференции РИФ+КИБ будет масштабно затронута тема госинициатив развития Рунета. Думаю, именно на секции можно будет установить интерфейс между законописцами и интернет-отраслью.
Михаил Осин, менеджер по связям с общественностью Ozon.ru:
В целом концепция выглядит вполне оправданно: предоставление свободы гуманитарной сфере и регулирование сферы коммерческой. Впрочем, крупные игроки на рынке электронной коммерции и так работают в полном соответствии с имеющимся законодательством. Обычно у пользователей возникают проблемы с магазинами-однодневками и разного рода мошенниками.
Антон Серго, "Интернет и право":
Я не вижу нужды в таком законе. Сейчас сфера Интернет-магазинов в достаточной мере регулируется законодательством, другое дело, что не все ему следуют, а сил проверять каждого - нет.
От того, что будет новый закон - ситуация не изменится. Интернет не нуждается в новых законах, ему нужна работа существующих.
Что касается других ресурсов, то есть законодательство о СМИ, о рекламе и они нормально регулируют свои ниши...
Перед принятием любого закона нужно задуматься: вот мы его приняли, и что изменилось? Что стало лучше?