*

dima

  • *
  • 72

Участники рынка электронной коммерции поддерживают скорейшее введение ...

Участники рынка электронной коммерции поддерживают скорейшее введение корпоративного стандарта закупочной деятельности
 
На состоявшейся вчера пресс-конференции, посвященной проблемам и перспективам развития электронных торговых площадок (ЭТП), ее участники высказались за скорейшее принятие негосударственного корпоративного стандарта закупочной деятельности, работу над которым Российский союз промышленников и предпринимателей планирует закончить в ноябре 2009 года. Использование данного стандарта применительно к электронным торговым площадкам позволит сделать отношения, возникающие при закупке и поставке между участниками электронной системы, максимально прозрачными, а торговые процедуры — открытыми и легко контролируемыми.
 
Как отмечают разработчики документа, Стандарт детально прописывает технологию проведения в интернете оптовых закупок, аукционов и конкурсов, процедуру принятия решения конкурсной комиссией, порядок участия в конкурсе тех или иных компаний. «Сегодня мы видим, что в компаниях, которые работают на рынке, имеются различные - и структурно, и по документам - системы закупочной деятельности, - отмечает директор департамента экономической политики и конкурентоспособности РСПП Мария Глухова. - Тем, кто участвует в этом бизнес-процессе, приходится каждый раз перестраиваться, что создает неудобства. Именно поэтому понадобилось стандартизировать систему закупок». РСПП рассчитывает на то, что наличие открытой и понятной системы организации закупочной деятельности позволит присоединиться к этому стандарту другим компаниям, причем он может быть применен к предприятиям всех отраслей экономики без исключения.

По словам одного из инициаторов и разработчиков Стандарта - Председателя совета директоров Центра развития экономики Александра Бойко, «на сегодняшний день в федеральном законе о госзакупках во главу угла поставлено не качество приобретаемого продукта, а цена. И хотя электронные торги демонстрируют открытость, но они не панацея. Например, на аукционах Минобороны закупает масло и снижение цены по 24 лотам идет на 90 процентов, до 13 рублей за 1 килограмм. И такие случаи - это пример неэффективного приобретения и неправильно поставленной задачи. Поэтому необходимое решение в области госзакупок – в эффективности и правильности применения электронных площадок, повышении качества поставщиков. В рамках этого и разрабатывается Национальный стандарт закупочной деятельности, для многих компаний это выход на создание прозрачной экономики».

Согласно результатам ряда опросов, проведенных РСПП, первое, на чем экономят компании – это издержки и закупки. «А использование новых методов закупок через электронные площадки позволяет не снижать объемы и качество прежних закупок, при этом повысить их эффективность и сэкономить, отмечает Мария Глухова. - В конце концов, каждый сэкономленный рубль в закупках – это дополнительный рубль для инвестиций». Размер экономии подсчитали в Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ) в ходе работы над исследованием «Развитие электронных торговых площадок как прозрачного экономического и антикоррупционного инструмента», результаты которого были также представлены на пресс-конференции. В частности, в исследовании отмечается, что «перевод только половины госзакупок из имеющегося объема в 4,2 триллиона рублей на ЭТП, способен дать экономический эффект свыше 400 миллиардов рублей ежегодной экономии, т.е. около 10 процентов. При этом экономия от использования ЭТП в закупочной деятельности корпоративных заказчиков может достигать 15 процентов со стороны закупок и 23 процента со стороны сбыта».

Однако, как отмечает генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян, выгоды от развития ЭТП не исчерпываются обозначенным экономическим эффектом. Огромный потенциал электронной торговли целесообразно использовать в качестве инструмента, который может быть применен с целью борьбы с коррупцией, повышения эффективности инвестиций, усиления антикризисных мер и конкурентоспособности российских производителей, развития предпринимательства и др.

ОАО «Центр развития экономики» (B2B-Center) создано в 2002 году. Компания является лидером в области разработки и внедрения систем электронной торговли для корпоративных и государственных заказчиков. В 2007 году 30 процентов акций компании совместно в равных долях приобрели инвестиционная группа «Русские фонды» и инвестиционная компания Digital Sky Technologies (DST). Сегодня B2B-Center работает с предприятиями практически всех отраслей экономики. Все проекты компании интегрируются в Единую систему электронной торговли B2B-Center, которая объединяет более 30 торговых площадок в сфере энергетики, металлургии, в нефтегазовой отрасли, строительстве, а также площадку для проведения торгов государственными и муниципальными предприятиями B2G-Госзакупки. Количество участников системы В2В-Center достигает 35 000. Среди крупнейших – компании, входящие в ОАО «Северсталь», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Мечел», «Евраз Групп», ОАО «ФК УРАЛСИБ», ОАО «Силовые машины», ЗАО «КЭС-Холдинг», ОАО «РусГидро», а также Управление делами Президента РФ, Министерство финансов Республики Ингушетия, УГЗ Минобороны РФ. К настоящему времени в Системе проведено более 70 000 торгов, общая сумма которых превышает 500 млрд. рублей.